Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Владимирская областная общественная организация  в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»

26.07.2024 Занятия с психологом детей с ментальными ограничениями. Смирнова Д.В.

   Владимирская областная общественная организация в поддержку детей - инвалидов и их семей «Ассоциация родителей детей – инвалидов «Свет» работает с 1 сентября 1995 года. Оказывает поддержку детям с ограниченными возможностями и их родителям. На базе ВООО АРДИ «Свет» функционирует Центр ранней помощи молодым семьям с детьми с особенностями развития «Мишутка и его друзья». Основными принципами работы Центра являются индивидуальный подход и учёт особенностей каждого ребёнка. Вся работа строится на основе сотрудничества и доверительных отношений между специалистами Центра, детьми и их семьями.





   Психологические занятия для детей с ментальной инвалидностью для подготовки к школе играют важную роль в их развитии и адаптации к образовательной среде. Специалисты Центра помощи молодым семьям с детьми с особенностями развития «Мишутка и его друзья» проводят индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие когнитивных и социальных – эмоциональных навыков. Весной - летом 2024 года работа педагога - психолога велась при поддержке Муниципального социального гранта г. Владимира.





    В рамках психолого - педагогической работы по гранту «Подготовка детей с ментальными нарушениями к школе» были проведены коррекционно - развивающие занятия. Цель занятий - психологическая подготовка к школе и адаптация по программе обучения начальной школы.





    Психологическая подготовка детей с ментальной инвалидностью к школе предполагает обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации детей к новому социальному окружению – образовательному учреждению. Данный процесс направлен на развитие основных психологических функций, таких как внимание, память, мышление, а также формирование навыков саморегуляции, социальных взаимодействий и адекватной социальной адаптации.

    Задачи психолого - педагогической работы с детьми с ментальной инвалидностью:

   1. Оценка психологического состояния. Была проведена комплексная психологическая оценка, которая позволила определить уровень функционирования ребёнка и выявить особые потребности. Благодаря этому была разработана индивидуальная программа поддержки.
   2. Разработка индивидуальных планов. Планы включают в себя цели и задачи, направленные на развитие таких аспектов, как коммуникативные навыки, навыки социального взаимодействия, саморегуляция и сенсорная обработка информации. Каждый план был адаптирован под индивидуальные потребности ребёнка.
   3. Проведение коррекционно – развивающих занятий, направленных на подготовку детей к школе.
   
   В процессе работы особое внимание было уделено развитию у детей навыков письма, чтения. Также были проведены занятия по развитию психических функций, таких как улучшение памяти, концентрации внимания, развитию творческих способностей. Каждое занятие было спланировано с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в зависимости от их уровня развития и потребностей.
   В результате проведения психологической работы с детьми с ментальной инвалидностью были достигнуты хорошие результаты и сделаны выводы: обнаружено, что у детей присутствуют определённые трудности в области коммуникации и самовыражения. В связи с этим были подобраны специальные методики и техники для обучения навыкам общения, что привело к значительному улучшению коммуникативных навыков детей. С помощью специальных игр и упражнений удалось развить их интеллектуальные способности, улучшить память, внимание и мыслительные процессы. Благодаря комплексному и индивидуальному подходу улучшены познавательные процессы у детей: Алиса Б., Анастасия В., Андрей Г., Варвара К., Егор М., Глеб М., Марк П., Глеб С., Иван С., Арсений Щ.
   Егор М., стал более уверенным в себе и своих возможностях, что положительно сказалось на его поведении. В работе были использованы специальные методики, которые стимулировали развитие памяти, внимания, мышления.
   Андрей С., в результате работы показал значительный прогресс в развитии. Была проведена комплексная оценка физического и психологического состояния. Используемые разнообразные игры, методики, сделали процесс обучения более интересным и эффективным. Мальчик стал более коммуникабельным и уверенным в себе. Наблюдались улучшение когнитивных процессов и психических функций, таких как память, внимание, мышление.
   Алиса Б., смогла достичь значительных результатов. Стала способна решать и преодолевать трудности без излишней эмоциональной реакции. Улучшилась концентрация внимания, что позволило ей успешно выполнять задания. Ей удалось значительно усовершенствовать свою память, что проявилось в умении запоминать задания. Значительно исправилась речь. Она стала чётче выражать свои мысли.
   Андрей Г., смог значительно улучшить психические функции, включая когнитивные и эмоциональные процессы. Научился лучше понимать и контролировать свои эмоции, осознавать свои мысли. Стал использовать логическое мышление, улучшились память и внимание. Эмоциональные функции стали более уравновешенными.
   Варвара К., показала положительные результаты. Её когнитивные способности значительно улучшились. Научилась лучше использовать сложные вербальные и невербальные коммуникационные навыки. Значительно продвинулась в развитии психических функций.
    Результаты подтверждают эффективность работы с детьми, имеющими ментальные нарушения. Занятия с психологом способствовали коррекции познавательной, эмоционально - волевой сферы, повышению самостоятельности и расширению возможности их общения в обществе, снятию психического напряжения, созданию возможностей для самовыражения.

При поддержке Муниципального социального гранта г. Владимира 2024 г. «Подготовка к школе детей с ментальными ограничениями»

Смирнова Дина Владимировна,
педагог - психолог ВООО АРДИ «Свет»