Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Владимирская областная общественная организация  в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»

26.07.2024 Процесс обучения детей с ТМНР на индивидуальных занятиях с учителем - дефектологом

   На базе Центра «Мишутка и его друзья» проходят коррекционно - развивающие занятия по программе «Индивидуальные занятия с учителем - дефектологом». Программу посещали 10 детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

   На занятиях по данной программе были реализованы следующие задачи:

   1. Запуск и развитие речи.
   2. Развитие высших психических функций.
   3. Развитие мелкой и общей моторики.
   4. Сенсорная интеграция.
   5. Развитие графомоторных навыков.
   6. Обучение навыкам математического счёта.
   7. Подготовка к школе.
   8. Адаптация детей к школьным программам.

   На первоначальном этапе работы с детьми была проведена комплексная диагностика, в которой оценивались проблемы развития по нескольким областям: физическое развитие, речевое развитие, навыки коммуникации, сенсорное развитие и игровые навыки, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. В результате диагностики выявлено, что у 4 детей есть нарушения общей моторики; у 6 детей нарушения мелкой моторики; у 10 детей нарушения речевого развития; у 10 детей нарушения коммуникации и навыков взаимодействия; нарушения сенсорного развития присутствуют у всех детей; игровые навыки развиты не по возрасту; преобладает манипуляторная деятельность.

   В процессе коррекционной работы в Центре «Мишутка и его друзья» у детей наблюдались значительные успехи в различных областях.

   У 1 ребёнка с аутизмом пропал страх посещения занятий, появились элементы взаимодействия с педагогом, появился указательный жест.
   У 10 детей наблюдается активное желание посещать занятия, появилась заинтересованность в выполнении заданий.
   У говорящих детей расширился активный словарный запас, у 5 из них в речи появилась фраза.
   У детей, которые на момент начала занятий не разговаривали, стали появляться звуки и звукокомплексы.

   Активно проводилась работа по коррекции сенсорных нарушений. Коррекция состоит из нескольких комплексов. Проприоцетивные стимуляции: основываются на ощущении себя, используются различные прищепки, которые крепятся на разные части тела, игры с мячом, с обозначением части тела, на которую прячется мяч, также использование логоритмических упражнений и физминуток. Тактильные стимуляции: применяются различные виды прикосновений, таких как: растирание щёткой, массаж текстурными мячами, использование круп. Зрительные стимуляции: упражнения с цветными элементами, сортерами. Также игры и задания на оценку образа, расстояния и т.д. Вкусовые и обонятельные стимуляции: игры с ароматическим лото, использование настоящих фруктов и овощей, для оценки и сравнения запахов и вкусов. Слуховые стимуляции: погремушки, музыкальные инструменты, музыка, ёмкости с крупой.

 





    С целью адаптации к школьным программам был сделан упор на развитие речи, навыки элементарного счета и письма.
    В процессе работы многие дети перестали бояться громких звуков, незнакомых структур и стали активно участвовать в учебно - игровом процессе.
    Все занятия проходили в игровой форме, что позволяло детям принимать на себя роль активного участника процесса и параллельно обучаться игровым навыкам.
   Для полноценного развития и взаимодействия с обществом необходимо умение налаживать коммуникацию с окружающими людьми, поэтому одна из задач - это запуск и развитие речи. Также необходимо подготовить дошкольников к обучению в школе, а школьников адаптировать к взаимодействию со сверстниками и учителями, к изучению школьных программ. И не только освоить учебные навыки, но и навыки самоконтроля, самообслуживания, социально - бытовые навыки и навыки взаимодействия со сверстниками.

При поддержке Муниципального социального гранта г. Владимира 2024 г. «Подготовка к школе детей с ментальными ограничениями»

Скворцова Юлия Игоревна,
учитель - дефектолог, логопед ВООО АРДИ «Свет»