Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Владимирская областная общественная организация  в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»

24.07.2024 Занятия адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья

   В центре помощи молодым семьям с детьми с особенностями развития «Мишутка и его друзья» ВООО АРДИ «Свет» организованы занятия адаптивной физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они составляются с учётом физических и психических особенностей детей с инвалидностью. Чаще проводятся индивидуально или для небольшой группы ребят. Весной - летом 2024 года работа тренера, преподавателя по АФК велась при поддержке Муниципального социального гранта г. Владимира.

 



   Целями этих занятий является развитие физических способностей - обучение способности повторять движения, улучшение координации, гибкости, силы, выносливости. Адаптивная физкультура способствуют улучшению психологического состояния, укреплению здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. На групповых занятиях дети учатся взаимодействовать друг с другом и педагогом, выполнять задания вместе, соблюдать очередь. У ребят появляется возможность участвовать вместе в спортивных играх. Всё это способствуют развитию коммуникации.

   Занятие по адаптивной физкультуре состоит из следующих частей:
   1. Подготовительная. Направлена на подготовку к физической нагрузке, приобретению положительного настроя. Это приветствие, весёлые игровые разминочные упражнения, разминка в ходьбе, игра.
   2. Основная часть. Состоит из общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений, направленных на развитие координации движений, силы, выносливости, гибкости. А также спортивные игры.
   3. Заключительная часть, направленная на снижение нагрузки. Это упражнения на ковриках – несложная партерная гимнастика. Здесь включены простые упражнения на фитболах, пальчиковая гимнастика. А также игры, желанные для ребёнка, которые повышают мотивацию к занятию (волейбол, пионербол, игры с ракетками, кегли, городки). Далее - упражнения заминки.

   Занятия адаптивной физкультурой позволили увидеть положительные результаты у воспитанников. Например, дети дошкольного возраста смогли привыкнуть к нагрузке. Они научились радоваться движению, слушать и выполнять задания педагога, запомнили структуру занятия.
   На занятиях по физкультуре неговорящие дети учились повторять упражнения за педагогом по образцу (по показу), учились понимать значение слов, обозначающих движение. При использовании музыки запоминали мелодию и слова песенок и движения, им соответствующие. Воспринимали движения под музыку (особенно, если они с предметами), как танец или игру (Паша, Миша). Обучились основным видам движения, например, ходьбе.



 

   Вновь пришедшие малыши, ранее не занимавшиеся, тренировались взаимодействию с педагогом и детьми. Научились выполнять задания педагога (Даниил, Милана). Некоторые ребята научились повторять за педагогом более сложные для себя движения (Даниил М., Паша Ф., Яша Ч.). Осваивали упражнения с разными предметами – палочкой, скандинавскими палками, мячом, маленькими мячиками, платочками, гантелями, блоками для йоги (Данил Б., Соня Х.). У них появились любимые упражнения, любимые предметы для занятий, любимое музыкальное сопровождение. В процессе занятий ребята старались делать упражнения более качественно (Соня Х. Миша С., Серёжа К.).
   Дети с ДЦП выполняли свой комплекс упражнений лёжа и сидя, направленный на развитие двигательной активности (обучение перекатам со спины на живот, присаживанию, ползанию, движениям рук и ног, захватыванию предметов и др.). Например, Ульяна Д. в комплексе использовала упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, улучшение движений в суставах. Задания выполнялись под музыку, что способствовало хорошему настроению на занятии.



 

   Дети освоили разные спортивные игры. Среди них музыкальные, благодаря которым пробовали отличать музыкальные отрывки, что способствовало формированию фонематического слуха: «Солнышко и дождик», «День и ночь», «Цыплята и ястреб», «Зайцы и автомобили», «Ёжик, догони». Были проведены игры с предметами - мячом, тоннелем, шведской стенкой, полосой препятствий и так далее.
   В процессе занятий у ребят улучшились навыки равновесия (Миша С., Паша Ф., Соня Х), координация движений, повысилась выносливость к физическим нагрузкам (Миша С., Яша Ч.).



 

   Таким образом, занятия адаптивной физкультурой помогли решать множество задач и улучшить качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

При поддержке Муниципального социального гранта г. Владимира 2024 г. «Подготовка к школе детей с ментальными ограничениями»

Комарова Галина Юльевна,
тренер, преподаватель по АФК ВООО АРДИ «Свет»