06.05.2011 Обучение профессии и трудоустройство людей с инвалидностью, недееспособных.
«Каждый имеет право на труд»
статья 37 п.3 Конституции РФ
26 апреля 2011 г. Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов провела методический день «Трудоустройство людей недееспособных. Опыт и перспективы» для специалистов, работающих с молодыми людьми с инвалидностью. Ведущие А.В.Матюшкина, Н.А.Тихонова.
В городе Владимире более 1000 детей-инвалидов. Во Владимирской области их более 5000. Многие из этих ребят (как правило, это дети с заболеваниями внутренних органов) обучаются в общеобразовательных школах, а некоторые в коррекционных школах или дома. До 2003 года были такие дети, которые не учились нигде, им ставился диагноз «необучаемые». Сейчас такие дети получили статус «дети со сложной структурой дефекта», и обучаются они в классах группах коррекционных школ 8 вида.
А как реализовывается право ребят с инвалидностью со сложной структурой дефекта на профессиональное образование после 18 лет?
До 2005 года это было почти невозможно. Но с 1 сентября 2005 года по инициативе ВООО АРДИ «Свет» и по решению департамента образования Владимирской области во Владимирском профессиональном лицее №39 начала работать группа по обучению ребят со сложной структурой дефекта профессии швея. Ежегодно по 6 молодых людей с инвалидностью в течение учебного года осваивают навыки швеи на промышленных машинах. Ребята научились шить полотенца, салфетки, фартуки, фуражки, шляпы, декоративные подушки и многое другое!
Молодые люди сдают экзамены на разряд по профессии швея. Могут ли они трудоустроиться, реализовать полученные навыки?
Человеку с инвалидностью, молодым инвалидам намного труднее получить работу, чем здоровым людям, да и руководители предприятий не готовы принимать на работу человека с инвалидностью.
ВООО АРДИ «СВЕТ», муниципальное учреждение «Молодежный центр» и «Владимирпрокат» организовали учебный швейный цех для молодых людей со сложной структурой дефекта для закрепления навыков швея и помощи в трудоустройстве этим ребятам, так как большинство из них недееспособные.
«Каждый имеет право на труд», так записано в главном документе страны – Конституции.
Следовательно, право на труд имеют и люди, имеющие 1 группу инвалидности, в том числе и с записью в справке МСЭ «нетрудоспособен».
Могут работать и люди, недееспособные. Оформление трудовых отношений с человеком дееспособным будет отличаться от оформления трудовых отношений с человеком недееспособным. При приеме на работу человека недееспособного необходимо заключить не трудовой договор, а договор гражданского – правовой с ОПЕКУНОМ недееспособного человека.
В апреле 2010 года Верховный Суд РФ вынес определение, которое создаёт чрезвычайно важный прецедент. Определение касается вопроса о том, вправе ли недееспособный гражданин заключать трудовой договор. Ранее этот вопрос являлся предметом теоретических дискуссий юристов; в правоприменительной практике он решался по-разному. Теперь Верховный Суд определился с этим вопросом: Суд подтвердил отсутствие в законодательстве каких-либо ограничений на этот счёт и признал право недееспособного лица участвовать в трудовых правоотношениях.
Это позволяет реализовывать региональные и федеральные программы трудоустройства инвалидов, включая граждан со статусом "недееспособный". Кроме того, определение имеет большое значение для организаций и учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования для людей с ограничениями
жизнедеятельности.
Не менее важным в определении Верховного Суда является прямое и ясное указание на то, что лишение лица дееспособности в области гражданско-правовых отношений (сделок с имуществом) не может быть автоматически распространено на другие сферы, если в законе нет прямой оговорки. Верховный Суд говорит о сфере трудовых правоотношений, но по аналогии этот тезис может быть применен и к сфере медицинских (получение медицинской помощи), образовательных (получение любого образования, вплоть до высшего), семейных (реализация родительских прав), политических (участие в общественных объединениях) и других правоотношений.
Нет сомнений, что данное определение Верховного Суда РФ является очевидным шагом на пути приведения законодательства и правоприменительной практики России в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов.