Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»
Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»
Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» » Правовой навигатор » Вопросы и ответы. Юридические консультации ВООО АРДИ "Свет" » Ребенку 14 лет, он обучается в коррекционной школе 8 вида, ему ставят умеренную умственную отсталость, он не справляется с программой коррекционный школы, не освоил чтение, письмо. Могут ли ребенка вывести из школы?

Ребенку 14 лет, он обучается в коррекционной школе 8 вида, ему ставят умеренную умственную отсталость, он не справляется с программой коррекционный школы, не освоил чтение, письмо. Могут ли ребенка вывести из школы?

ВОПРОС: Ребенку 14 лет, он обучается в коррекционной школе 8 вида, ему ставят умеренную умственную отсталость, он не справляется с программой коррекционный школы, не освоил чтение, письмо. Могут ли ребенка вывести из школы?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии со ст. 79 ФЗ «ОБ образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии со ст. 61 ФЗ «Об образовании» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 статьи 61 Закона.

На основании части 2 ст. 61, образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Более того, Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт будет применяться с 01 сентября 2016 года. Данный стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;

созданием оптимальных путей развития;

использованием специфических методов и средств обучения;

дифференцированным, "пошаговым" обучением;

обязательной индивидуализацией обучения;

формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

Стандарт является основой для разработки и реализации образовательной организацией адаптированных основных общеобразовательных программ.

Стандарт устанавливает сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет.

На основании вышеизложенного, Вашего ребенка не могут вывести из школы. Необходимо обратиться к директору школы с заявлением либо о продлении сроков освоения образовательной программы, либо с просьбой составления индивидуальной программы обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Ответ подготовлен ВООО АРДИ «СВЕТ» с учетом законодательства на 15.07.2015 г.