Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»
Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»

Как устроить ребенка в детский садик рядом с домом

Вопрос: Как устроить ребенка в детский садик рядом с домом?

Ответ. В нашу организацию обратился папа 3-х летнего ребенка-инвалида. Городское управление образования отказало ему в устройстве ребенка в детский садик вблизи дома, мотивируя это тем, что группы компенсирующей направленности работают для детей с 5 летнего возраста. 
В своем письме Управление образования сообщило, что может предоставить места в других дошкольных учреждениях. Но предложенные управлением детские садики находятся далеко от дома, и у Владимира Николаевича нет возможности каждый день возить ребенка в садик. Владимир Николаевич обратился к нам за юридической помощью. 
Мы рекомендовали отправить Владимиру Николаевичу письмо в департамент образования области следующего содержания:

"В департамент образования
....... области 
ФИО (руководителя) от _____________________
ФИО ( адрес)

З А Я В Л ЕН И Е

В июне месяце я обратился в управление образованием г. N______________________по вопросу предоставления места в ДОУ № 3 (данное учреждение ближайшее от дома) для моей дочери _________ (ФИО), ребенка-инвалида (справка МСЭ прилагается). В указанном ДОУ работает группа компенсирующей направленности.
В ответ на мое обращение, мне было предложено место в других детских садах, которые находятся далеко от моего дома. Однако, у меня нет возможности возить ребенка в предложенные ДОУ.
Городское управление образования отказало моему ребенку в посещении ДОУ №3, который находится вблизи дома, мотивируя это тем, что группы компенсирующей направленности работают для детей с 5 летнего возраста. 
В соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" «родители имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038) образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в том числе в группах компенсирующей направленности, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (п. 13 Порядка). Согласно п. 6 Порядка «образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений».

Кроме этого, согласно Указу Президента от 02.10.1992г. № 1157 дети-инвалиды имеют право на первоочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях. 

На основании п. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента от 02.10.1992г. № 1157, Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014

ПРОШУ:
предоставить моему ребенку - ФИ, ___ год рождения, место в детском дошкольном учреждении № 3.

Ответ прошу дать в письменном виде по адресу (указать свой домашний адрес).

Число Подпись

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях (Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

При получении дошкольного образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Этот случай не единичный, в нашу организацию часто обращаются родители детей-инвалидов, которым отказывают в предоставлении мест в детском садике, ссылаясь на то, в детском садике отсутствует возможность для реабилитации ребенка. 

Если Вы оказались в аналогичной ситуации, рекомендуем Вам воспользоваться примером и добиваться защиты прав своего ребенка.

Обратите внимание: На основании Федерального закона «Об образовании» любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья может посещать любое дошкольное образовательное учреждение, а органы образования обязаны создать в учреждении все необходимые условия для занятий и развития детей с инвалидностью. О правах детей с инвалидностью на образование вы можете познакомиться, прочитав буклет нашей организации «Где учиться ребенку с ограниченными возможностями здоровья» на сайте организации.

Ответ подготовлен ВООО АРДИ «СВЕТ» с учетом законодательства на 15.07.2015 г.