Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»

<Праздник у ГДК - нам 21 год!

В 1995 году родители детей с особыми образовательными потребностями отказались принять понятие «необучаемый ребенок» и...

01.09.2016 16:00
    Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» » Правовой навигатор » Вопросы и ответы. Юридические консультации ВООО АРДИ "Свет" » Как получить профессию в учреждениях начального профессионального образования молодым людям с инвалидностью, не имеющим основного общего образования?

    Как получить профессию в учреждениях начального профессионального образования молодым людям с инвалидностью, не имеющим основного общего образования?

    ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» позволяет получить профессиональное образование следующего уровня:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

    К освоению образовательных программ среднего профессионального образования, а также высшего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (статья 68 ФЗ).

    До 2013 года во многих регионах России молодые люди с инвалидностью, которые обучались в коррекционных школах VIII вида, либо не обучались и не имели документа об общем образовании, могли реализовать свое право на получение профессии в учреждениях начального профессионального образования. С принятием Федерального закона № 273-ФЗ упразднено начальное профессиональное образование, но вместе с тем появилось такое новое понятие, как профессиональное обучение.

    Профессионально обучение является самостоятельным видом образования и выделено в отдельную, 9 главу Федерального Закона об образовании.

    Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

    Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

    При этом закон не устанавливает обязательных требований к образовательному уровню (цензу) обучающегося. Это означает, что лицам с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, имеющим только свидетельство об обучении, можно обучаться по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих.

    Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих предоставляется детям-инвалидам, инвалидам бесплатно.

    При этом важно, что учреждения, у которых имеются лицензии на предоставление образовательных услуг по программам профессионального обучения, а также по программам профессионального образования, обязаны создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Эта обязанность является одним из лицензионных требований образовательной деятельности. Следовательно, лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.

    Аналогичное разъяснение по данному вопросу дает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации в Письме от 16 апреля 2015 г. N 01-50-174/07-1968.

    Библиографический список

    1.​ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// «Российская газета» от 31 декабря 2012 г. N 303.

    2.​ Письмо от 16 апреля 2015 г. N 01-50-174/07-1968 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации // Бюллетень «Официальные документы в образовании», май 2015 г., N 15, в журнале «Вестник образования», май 2015 г., N9 (опубликован с номером 01-50-174/17-1968).

    О.Г. Сторожук,

    юрист, заместитель председателя Совета ВООО АРДИ «Свет»