Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Владимирская областная общественная организация  в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»

23.07.2024 Речевая подготовка к школе детей с ментальными ограничениями. Занятия с учителем – логопедом.

  Подготовка к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Этот процесс имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Весной - летом 2024 г. работа учителя - логопеда Центра «Мишутка и его друзья» велась при поддержке Муниципального социального гранта г. Владимира.





   Подготовка к школе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в системе обучения. В задачи учителя - логопеда при речевой подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья входят: развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статистической, динамической организации движений, переключением движений), развитие слухового восприятия, внимания, развитие зрительного восприятия, памяти, развитие темпо - ритмической стороны речи, формирование произносительных умений и навыков; коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация нарушений звуко - слоговой структуры.
   
Этапы коррекционной работы по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья:

   1. Развитие артикуляционной моторики.
   На занятиях с Машей Б. и Мишей М. при выполнении артикуляционной гимнастики использовались карточки с героями мультфильмов. Основное преимущество этой формы занятия в том, что этих героев дети знают и любят, в историях следует определённый сюжет и последовательность, упражнения не называются общепринятыми в логопедии называниями, а используются яркие и красочные иллюстрации, хорошие рифмы в стихотворениях, детям интересно, что произойдёт дальше с этими героями. На занятиях с Сашей Б. на данном этапе часто использовались артикуляционные «бродилки». Помимо интереса для ребёнка такая форма также хорошо развивает зрительное внимание и способность ориентироваться в пространстве. Во время занятий с Глебом В. использование артикуляционных кубиков и артикуляционной рыбалки способствовало укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию зрительно - моторной координации. Для детей с РАС была выбрана такая форма, как артикуляционная гимнастика под музыку. Например, Коля Я. очень любит выполнять артикуляционную гимнастику под музыку. Она способствует развитию ритмичности, координации, плавности и серийной организации последовательности движений. Суть метода нейро - артикуляционной гимнастики в одновременном выполнении артикуляционных упражнений совместно с разнообразными движениями рук, что способствует развитию межполушарных связей.

   2. Развитие дыхания.
   Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать: обе функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономичный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. В ходе занятий с детьми, не умеющими формировать воздушную струю (Коля Я., Миша М., Гусев Д.) работа строилась в несколько этапов: во-первых, дети знакомились с ощущениями движения органов дыхания, главным образом, диафрагмы и передней стенки живота. Для этого использовались упражнения в положении лежа и сидя: «Подними игрушку», «Качели», «Покачай ладошку сидя, лежа, стоя». Далее для автоматизации диафрагмально - рёберного дыхания использовались следующие упражнения: сдувание со стола мелко нарезанных цветных бумажек, ваты, пушинки; перемещение с помощью выдоха лежащих на столе палочек, карандашей разной толщины; медленный и резкий выдох на пламя свечи; надувание мыльных пузырей. У Кости М. отсутствовал навык во время речи рационально использовать запас воздуха, поэтому мальчик говорил на выдохе и в середине слова пополнял запас воздуха вздохом, что негативно влияло на формирование речевой фразы. Для коррекции этого были использованы упражнения: «Пузыри» (сделать глубокий вдох через нос, надуть щёки и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот.); «Насос» (ребёнок ставит руки на пояс, слегка приседает — вдох, выпрямляется — выдох; постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.); «Лыжник» (имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин.; на выдохе произносить «м-м-м-м-м»). Дыхательные упражнения на логопедических занятиях во время подготовки детей к школе проводились в различных формах для результативности запуска и развития речи.

   3. Работа над звукопроизношением.
   При обучении звукопроизношению детей с ограниченными возможностями здоровья стояли следующие задачи: исправить неправильное произношение звуков; научить различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи; удерживать в памяти воспринятый на слух материал; научить слышать звучание чужой и собственной речи и исправлять свои ошибки. Для эффективной работы в данном направлении в коррекционные занятия с логопедом включалась логопедическая ритмика. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико - фонематического нарушения речи (которые наблюдаются у Саши Б., Ильи А., Глеба В.) до тяжёлых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (Маша Б., Кости М.), и алалия (Коля Я., Василиса С.). В работе с вышеперечисленными детьми использовались методики Е. Железновой, пособия Р.Л. Бабушкиной. Для коррекции звукопроизношения и развития фонематического восприятия на занятиях использовались фонетические сказки. Фонетические сказки включают в себя работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемые звуки, что очень важно именно для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Например, у Маши Б. наблюдаются сложные речевые нарушения и стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе, требовались многократные повторы слов, фраз на определённые группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходило ненавязчивое закрепление трудных звуков. Использование логосказок в коррекционной работе позволило также устанавливать эмоциональный контакт с детьми с РАС. Костя М. и Василиса С. принимали активное участие в путешествии по фонематической сказке. У них наблюдалось радостное настроение, активизировалось речевое общение.

   4. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
   Работа по формированию фонематического слуха начиналась с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. В усвоение звуковой стороны речи входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха и процесс произнесения звуков речи. В ходе занятий использовались упражнения на узнавание неречевых звуков: звучание музыкальных инструментов, песенки насекомых, голоса животных и птиц, звуки транспорта, звуки рабочих инструментов и пр. Далее в занятие включались задания на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз: где гудит пароход («У-у-у») - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая (высоким); кто плачет - мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка (высоким голосом) и т.п. При успешном освоении вышеперечисленных этапов в коррекционной работе использовались упражнения на различение слов, близких по звуковому составу. Таким образом, процесс обучения звуковому анализу осуществлялся в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентацией.

   Таким образом, в рамках подготовки детей с ментальными нарушениями к школе на логопедических занятиях проводилась коррекция устной речи. Были созданы оптимальные условия для успешной коррекции речи детей. Каждый ребёнок увидел свой потенциал, что в значительной мере сможет облегчить ему адаптацию в  школе, сохранить и развить интерес к познанию в условиях школьного обучения.

   Список литературы:
1. Выготский Л.С. Мышление и речь/ Собр.соч. М.,1982.
2. Емельянова М. Ребёнок идёт в школу // Ребёнок в детском саду, 2006. - №5. - С.21.
3. Жукова М.А. Большая энциклопедия дошкольника: М.: «Росса», 2016. –  319 с., ил.
4. https://www.gscoumt.minobr63.ru/wpcontent/uploads/2020/12/Консультация-для-родителей-Речевая-подготовка-детей-с-ОВЗ-к-школе.pdf 
5. https://www.vospitatelds.ru/categories/4/articles/6610 

При поддержке Муниципального социального гранта г. Владимира 2024 г. «Подготовка к школе детей с ментальными ограничениями»

Сиротенко Евгения Игоревна,
учитель - логопед ВООО АРДИ «Свет»