Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»
Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»

02.04.2020 Уникальность и результаты работы с людьми с РАС в АРДИ "Свет".

 


     Аутизм. Этот диагноз все чаще и чаще в последнее время слышат родители детей с инвалидностью. Иногда им кажется, что это приговор, они думают, что одни и некому им помочь. Иногда опускаются руки. И среди этого, зачастую кажущегося бессилия (ведь мы знаем, что наши родители – самые сильные люди на свете) мы снова и снова напоминаем о себе. Мы всегда готовы придти на помощь. Мы – это большое сообщество педагогов, специалистов и родителей. Мы – «Ассоциация Родителей Детей - Инвалидов «Свет», и мы работаем с ребятами с аутизмом почти 25 лет. В эту четверть века мы прошли длинный, сложный, но результативный путь с апробацией уникальных методик, с постоянным ни на день не прекращающимся обучением наших педагогов, внедрением новых программ и занятий. И по факту, мы имеем огромный опыт, которым мы не перестаем делиться с педагогами, специалистами и общественными организациями других регионов России в формате семинаров, стажировок, вебинаров, а также индивидуальных консультаций с использованием электронных средств связи.

На данный момент в России и в мире появляется все больше организаций, занимающихся проблемами детьми с РАС. И это говорит о том, что родители теперь имеют больше возможностей получить помощь, поддержку и обучение для своего особенного ребенка, чем 25 лет назад. К сожалению, некоторые из них используют в своей практике спорные и неоднозначные методики, а некоторые предоставляют услуги на платной основе, которые, конечно же, далеко не все родители могут себе позволить.  «Ассоциация Родителей Детей - Инвалидов «Свет» все свои программы для ребят с аутизмом (и не только для них) реализует исключительно на бесплатной основе. Причем родители могут выбрать для своего особенного ребенка, как одно-два занятия в неделю, так и ежедневное посещение наших программ.

 

Еще одна наша отличительная особенность – АРДИ «Свет» реализует программы для ребят с аутизмом разного возраста. Это большая редкость в мировой практике, т.к. большая часть учреждений и организаций всю работу сосредотачивают на программах с детьми.  В нашей организации, помимо работы с детьми с аутизмом, существует огромный пласт программ для взрослых  с РАС, и для ребят от 14 лет – это уникально.

Все наши программы существуют в комплексе и ориентированы прежде всего на индивидуальный подход к каждому ребенку и молодому человеку,  они направлены на развитие, на социальную адаптацию, на занятость, в том числе трудовую, на развитие навыков самообслуживания и самостоятельности. В нашей организации выстроена целая система работы с людьми с РАС: с рождения и до конца жизни.

 

В ВООО АРДИ «Свет» работа ведется в интегрированных группах, которые посещают ребята с разными диагнозами, в том числе с РАС. Моногрупп для детей только с аутизмом в АРДИ «Свет» нет. Этот подход способствует более разностороннему развитию и детей, и взрослых ребят с аутизмом. Мы не ограничиваем ребят с РАС от ребят с другими диагнозами. Дети и молодые люди  с аутизмом включены во все педагогические и образовательные  процессы и программы АРДИ «Свет» без ограничений, наравне с другими ребятами.  Ребята с РАС занимаются, выступают и гастролируют с  Театром «Дружбы и Добра  особенных детей и молодых людей». Татьяна Кузнецова, педагог театра: «Мы не выделяем ребят с РАС  в отдельные группы, они живут полноценной жизнью вместе со всеми. Мы знаем об их особенностях, учитываем их, но в общих группах ребята развивают намного лучше. В таких группах могут быть ребята с РАС разного возраста. Тем самым они у них всегда есть с кого брать пример, к кому тянуться в развитии».  В наши группы мы включаем разновозрастных детей и ребят, таким образом ребята с аутизмом более органично включаются в развивающую среду. Зачастую дети и молодые люди с другой нозологией выступают проводниками для ребят с РАС в коммуникации между ними и педагогами. Например, в театре это дает большую адаптацию к коллективу. Детям с   РАС сложно не только с другими, но и с самими собой. Они устают быстро в группе таких же детей. В наших группах ребята эффективно дополняют друг друга, особенно при взаимодействии с ребятами с синдромом Дауна.  Особая уникальная форма работы – театрализованные постановки. У ребят с РАС очень ограничен социальный опыт,  и в таких упражнениях - постановках социальные навыки очень хорошо отрабатываются.

На занятиях педагоги АРДИ «Свет» применяют методики трудотерапии, иппотерапии, арт-терапия, песочной терапии, музыкальной и танцевальной терапии, адаптированной физической культуры, игротерапии. Дети и молодые люди с РАС посещают наши программы – классы «Школы жизни», творческие кружки, занимаются физкультурой и скандинавской ходьбой, участвуют в театральных постановках, учатся навыкам самостоятельной жизни на учебных квартирах. Все это дает максимальные возможности для развития.

Что касается принципов и методов нашей работы с ребятами с РАС, то они все  многообразны. Очень важен момент в подборе методов работы с конкретным ребенком в медленном выстраивании всех процессов по этапам. Также для ребят с РАС необходима е проработка задач в игровой форме. Вот что рассказывает о методах работы с детьми с аутизмом дошкольного и младшего школьного возраста педагог развития центра «Мишутка и его друзья» Алена Васенина: «Если проблема ребенка с РАС лежит в поведенческой сфере – мы обеспечиваем поведенческой терапией. К примеру, если ребенок во время занятия сам хочет взять конкретную игрушку – мы не препятствуем этому, и задействуем ее в процессе.  Важна также позитивная реакция на трудности. Педагоги не торопят детей с выполнением заданий, задают ребенку с РАС очень конкретные вопросы... Важно говорить с ребятами  с аутизмом короткими предложениями, выстраивать паузы и применять жестикулированную речь. На занятиях мы используем такой интересный прием, как работа с художественными произведениями.   Педагог через чтение сказок и коротких рассказов объясняет эмоции персонажей, тем самым мы работаем над осознанием эмоций других людей и эмоций самого ребенка».

 Еще важный момент именно для детей с РАС – домашняя атмосфера и комфортная среда для занятий. Дети и молодые люди до или перед занятиями на наших программах могут расслабиться, попить чай, перекусить, то есть почувствовать себя как дома. Тогда эффект от занятий более высок, чем в том случае, когда ребенок напряжен и после занятия ему нужно быстро снова куда ехать/идти.  Педагоги отмечают необходимость соблюдения ежедневных ритуалов, отсутствия тактильных контактов с человеком с РАС,  не повышать голос, не издавать громких звуков, соблюдение определенного режима дня. Ну и наиважнейший принцип - принимать ребенка таким, какой он есть, и начинать взаимодействие с ним только когда он к этому готов.

Еще один важный подход АРДИ «Свет»  - это инклюзия в общество. Ребята с РАС – активные участники всех наших праздников и мероприятий, будь то Новый Год, День знаний, волонтерский экологический десант, спектакль, экскурсия или посадка цветов. Все равны и все могут принять участие в силу своих возможностей. Мы активно привлекаем ребят с РАС, в том числе к участию в городских и областных мероприятиях. Благодаря всем нашим программам и мероприятиям ребята с РАС имеют возможность социализироваться, а не  быть изолированными от общества

Все наши программы имеют огромное количество дидактических материалов, развивающих игр, большую библиотеку методической литературы, пособий, включая уникальные компьютерные программы, которые педагоги применяют на занятиях.

            Уже много лет в рамках Дня внимания к людям с  РАС ВООО АРДИ «Свет» проводит акции, обучающие семинары, круглые столы и конференции для родителей и специалистов города, области и других регионов РФ, в том числе с приглашением уникальных специалистов «Центра лечебной педагогики», АНО «Наш солнечный мир» и др.  Но и  в течение всего года ВООО АРДИ «Свет» никогда не оставляет родителей без помощи, проводя для них индивидуальные психологические, педагогические и юридические консультации, оказывая информационную поддержку.  Мы издаем буклеты и  пособия по работе с людьми с РАС, активно тиражируя наши методики. 

Ну и самое главное всегда – это результат. Даже на небольших этапах заметно положительное развитие детей и молодых людей с РАС.  Благодаря всем нашим программам ребята с аутизмом не только развиваются умственно, эмоционально, физически, творчески, но и уже умеют самостоятельно перемещаться по городу, учатся в школах, осваивают трудовые навыки, работают в сопровождаемых мастерских и получают профессию. Все ребята с РАС готовятся к самостоятельной взрослой жизни после жизни родителей,   проходят учебное проживание  в тренировочных квартирах наравне с другими. А в скором времени ребята с аутизмом еще и будут жить самостоятельно в новой квартире постоянного сопровождаемого проживания, которая откроется совсем скоро! 

            Все наши педагоги работают с большой эмоциональной отдачей, с отзывчивостью и желанием помочь в поддержке достойного уровня жизни таким ребятам. Мы открыты и доступны. Мы здесь. Мы рядом!

Дарья Торопыгина, координатор проектов ВООО АРДИ «Свет».