Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Владимирская областная общественная организация  в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ» » Правовой навигатор » Вопросы и ответы. Юридические консультации ВООО АРДИ "Свет" » Все ли семьи, воспитывающие детей - инвалидов, могут получить помощь в виде социального контракта? Как получить соцконтракт? На что выдается соцконтракт?

Все ли семьи, воспитывающие детей - инвалидов, могут получить помощь в виде социального контракта? Как получить соцконтракт? На что выдается соцконтракт?

ВОПРОС: Все ли семьи, воспитывающие детей - инвалидов, могут получить помощь в виде социального контракта? Как получить соцконтракт? На что выдается соцконтракт?

Ответ: Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ статья 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи" дополнена двумя новыми понятиями - "социальный контракт" и "программа социальной адаптации".

Под социальным контрактом понимается соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Данное соглашение является неотъемлемой частью технологии оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, которая нацелена на стимулирование активных действий малоимущих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации. В нем устанавливаются основные условия взаимодействия гражданина и органа социальной защиты населения:

- предмет социального контракта;

- права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

- виды и размер государственной социальной помощи;

- порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

- срок действия социального контракта;

- порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

Программа социальной адаптации определяется в комментируемой статье как разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий. Она является приложением к социальному контракту и предусматривает обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия:

- поиск работы;

- прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

- ведение личного подсобного хозяйства;

- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Введение данных понятий явилось результатом проводимого на протяжении двух лет в ряде регионов эксперимента по внедрению новой социальной технологии - государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Решение о проведении такого эксперимента было принято Президентом РФ и оформлено в виде поручения органам государственной власти. Во исполнение данного поручения был издан Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2010 г. N 399 "О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта". Этим Приказом утвержден Перечень субъектов РФ, участвующих в эксперименте, в который вошло 17 регионов, включая город Москву.

С целью методической поддержки органов государственной власти субъектов РФ Минздравсоцразвития РФ были разработаны Рекомендации по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта (информационное письмо Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2010 г. N 13-1/10/2-4573).

В соответствии с п. 1.1 данных Рекомендаций целью внедрения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта является повышение качества жизни указанной группы населения путем активизации адаптивных возможностей малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина).

Пункт 1.3 Рекомендаций перечисляет ожидаемые результаты применения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта:

- реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи;

- повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме;

- социальная реабилитация членов малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан);

- повышение социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.

Таким образом, применение новой социальной технологии позволит, с одной стороны, улучшить материальное положение малоимущих граждан и семей, реализовать их потенциал, а с другой - снизить бюджетные расходы на оказание пассивной социальной помощи, предоставляемой в денежной и натуральной форме. Можно сказать, что данная технология позволяет перенести приоритеты с пассивной социальной помощи на активную, связанную с активизацией собственного потенциала нуждающихся.

Пункт 1.4 Рекомендаций закрепляет основные принципы реализации новой технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на условиях заключения социального контракта:

- добровольность участия,

- обязательность исполнения условий социального контракта,

- индивидуальный подход при определении условий социального контракта,

- целевой характер оказания социальной помощи.

По итогам эксперимента Минтруда РФ сделало следующие выводы:

1) в некоторых регионах наиболее распространенным видом оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта является предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью;

2) приоритет при оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта отдается семьям с детьми, особенно многодетным и неполным семьям. Таким семьям, наряду с денежными выплатами и натуральной помощью, предоставляются социальные услуги, психологическая и юридическая помощь, содействие в устройстве детей в детские дошкольные учреждения;

3) размер социальной помощи на условиях социального контракта определяется с учетом финансовых возможностей региона и в большинстве случаев составляет около 30 - 35 тысяч рублей. Социальный контракт заключается, как правило, на срок до 6 месяцев и при необходимости может быть продлен;

4) в ряде случаев среднедушевой доход граждан, заключивших социальный контракт, по окончании контракта возрастает в 1,5 - 2,0 раза.

Все это позволило высоко оценить эффективность технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта. Положительные результаты эксперимента привели к законодательному закреплению нового вида государственной социальной помощи.

Не все семьи, воспитывающие детей - инвалидов, могут получить помощь в виде социального контракта. Получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года (ред. от 21.07.2014) «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта, назначается по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи, либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. В социальном контракте должны быть установлены:

1) предмет социального контракта;

2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

3) виды и размер государственной социальной помощи;

4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) срок действия социального контракта;

6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Ответ подготовлен ВООО АРДИ «СВЕТ» с учетом законодательства на 15.07.2015 г.