Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Владимирская областная общественная организация  в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»

13.11.2013 13.11.2013 Семинар для специалистов «Инклюзивное образование - право обучаться вместе».

13 ноября 2013г. Владимирская областная общественная организация провела семинар со специалистами, работающими с детьми - инвалидами, на  тему «Инклюзивное образование – законодательное регулирование  и перспективы развития». В семинаре приняли участие: депутат Законодательного Собрания Владимирской области, представители администрации города Владимира, управления образования, педагоги школ, колледжей, психологи, руководители реабилитационных центров.

Что такое инклюзивное образование? Какие школы и классы можно считать инклюзивными? Чем отличается инклюзия от интеграции? Об этом говорили сегодня участники семинара.

Перед участниками выступила юрист организации Оксана Георгиевна  Сторожук. Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Понятие «инклюзивное образование» пришло в России относительно недавно. В отдельных регионах в  школах организовано инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, но законодательного регулирования инклюзии на федеральном уровне до 1 сентября 2013г. не было. В некоторых региональных законах «Об образовании», термин инклюзивное образование был закреплен (например, в г.Москве), но на федеральном уровне впервые этот термин был прописан в Федеральном  Законе «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с которым, инклюзивное образование – это такое образование, при котором обеспечивается равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Федеральный закон «Об образовании»  действует только второй месяц, а потребность в создании инклюзивных классов, школ назрела уже давно. К сожалению, на федеральном уровне не выработали пока нормативных актов, регулирующих общие подходы, принципы инклюзии, а введенное понятие инклюзивное образование,  без выработки механизма реализации звучит декларативно.
 
Сторожук О.Г. рассказала об основных международных актах, регулирующих и устанавливающих общие принципы и подходы к инклюзивному образованию. Были рассказаны общие принципы и подходы к образованию людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с такими международными актами, как Конвенция о правах ребенка,  Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о правах инвалидов.

О том, что во Владимире вот уже 14 лет работает инклюзивные классы для глухих, слабослышащих и кохлеарноимплантированных детей, рассказала Ирина Юрьевна Карева, сурдопедагог, учитель - дефектолог. Она познакомила участников семинара с опытом общеобразовательной школы по организации классов для слабослышащих и глухих детей. Она рассказала  как ученики особого класса постепенно, с помощью сурдопедагога, логопеда, учителей переходят в обычные классы, как выстраивается система обучение детей – инвалидов с проблемами слуха,  какую роль сыграло получение ими образования в среде слышащих ребят. В настоящее время в этой школе обучаются  30 детей – инвалидов с проблемами слуха, зрения, передвижения.  18 детей уже окончили школу, сейчас они обучаются в колледжах, институтах. Школа гордится своими выпускниками – все они трудолюбивы, в свободное от  учебы время еще и  работают.

Об опыте обучения профессии молодых людей с инвалидность, которые до этого не обучались ни в каких школах, не получили никакого образования, рассказала мастер производственного обучения, почетный работник профессионального образования РФ  Ольга Алексеевна Сухарева. С 2008 года ежегодно обучаются профессии швея молодые люди, не имеющие основного образования. Ольга Алексеевна рассказала,  как построен процесс обучения,  какие приемы используют в своей работе мастера производственного обучения. Опыт обучения молодых людей с инвалидностью, не имеющих образования был внедрен и в других  профессиональных учреждениях области. Теперь ребята с инвалидностью получают профессию  швея, оператор ЭВМ, цветовод, столяр, маляр, плотник.

Далее Любовь Ивановна Кац, председатель ВООО АРДИ «Свет», рассказала об опыте Германии в организации инклюзивного образования. На презентации Любовь Ивановна наглядно продемонстрировала безбарьерный доступ в  инклюзивную школу в городе Гессен Германия, оборудование школы необходимыми приспособлениями для свободного передвижения детей с ограниченными возможностями здоровья. А так же организацию самого учебного процесса, где в инклюзивном классе вместе ребятами, обучающимися по общеобразовательной программе, обучаются несколько ребят с инвалидностью. Например, в одном из классов  среднего звена этой школы среди 25 учеников 3 ученика с инвалидностью, у одного из детей синдром Дауна, у другого – расстройство аутистического спектра, у третьего – сложная структура дефекта.       Учителю помогают: помощник  и доброволец, а в случае необходимости конкретному ребенку (с расстройством аутистического спектра) назначается ассистент – тьютер, который помогает освоить образовательную программу. Как  построить процесс обучения, что бы ребята, обучающиеся по общеобразовательной программе, не отставали из-за медленного усвоения материала ребятами с проблемами развития? Чему обучается ребенок с синдромом Дауна  среди ребят среднего звена, как он осваивает программу, или просто присутствует на уроках? На эти вопросы в инклюзивных школах Германии давно найден ответ: учитель для ребят одного класса ведет урок по 3 программам, для одного урока у него три разных учебника, три набора тетрадей с заданиями. Еще об одном важном аспекте рассказала Любовь Ивановна: в университетах Германии обучают не только быть педагогом, но и помощником педагога, тьютером.

Участники семинара обсудили вопрос: какая школа может называться инклюзивной. В г. Владимире одна из общеобразовательных школ приглашает на праздничные мероприятия   в школу детей, которые обучаются дома. Эта школа заявляет о себе, что она инклюзивная.  Большинство участников семинара пришли к выводу, что ребята, обучающиеся дома,  школа должна приглашать на мероприятия, а называться инклюзивной  такой школе пока еще рано.

Участники семинара обсудили проект Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Оксана Георгиевна Сторожук,
член совета, юрист Владимирской областной общественной организации
"Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов "Свет".