Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Владимирская областная общественная организация  в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»

22.10.2013 21.10.2013 Открытый урок игротерапии. Ведущая В.Б.Тюлина

21 октября в Центре помощи молодым семьям, воспитывающим ребенка с особенностями развития, «Мишутка и его друзья» состоялся открытый урок игротерапии.


Игротерапия предполагает использование терапевтического воздействия игры на взрослого или ребенка для преодоления психофизических проблем, затрудняющих развитие личности. Исторически игра выступает как инструмент и метод познания мира, и игровая деятельность является для ребенка первые годы жизни естественной и преобладающей. С определенного возраста ребенку необходимы игры не только с взрослыми, но и со сверстниками. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать, осваивает новые действия и правила, моделирует социальные отношения, закладывает партнерские отношения, у него увеличивается активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки.


У детей с особенностями развития большинство психических функций формируется с запозданием. В том числе и навыки общения и игровой деятельности. Кроме того, из – за проблем со здоровьем, некоторые игры особенным детям недоступны, освоение других требует много времени и сил. Навыки игровой деятельности и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, ребенку с ограниченными возможностями здоровья бывает невозможно освоить без специальной помощи.


Обычно игротерапия начинается с индивидуальных занятиях, на которых игротерапевт ищет методы подхода к ребенку, устанавливает эмоциональную связь, налаживает доверительные отношения. Когда появлется возможность включения ребенка в группу, его сначала приглашают на музыкально-ритмические групповые занятия. Ритм захватывает ребенка недирективно, удерживает в групповой среде.
Открытый урок начался именно с музыкально-ритмических игр, так как некоторые ребята были на стадии введения в группу. Традиционно поиграли в музыкально-ритмические игры на подражание («Мы ногами топ-топ-топ», «Автобус», «Три медвежонка»), в музыкально-сенсорные игры с привлечением взрослых - родителей и педагогов («Пузырь», «Муха»), в игры на знакомство («Парус»).


Сюжетно-ролевая игра, известная всем нам с детства «Гуси-гуси» также разыгрывалась с привлечением взрослых и вызвала положительные эмоции и у новичков и опытных участников группы.
Ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и формирования схемы тела «Черепаха», разыгрывалась в игровой комнате. Здесь же с использованием шариков из сухого бассейна в директивной игре поработали над освоением цветов.
В логопедической комнате прошел урок «Веселой математики», где с помощью занятных считалок и карточек с цифрами повторили счет от 1 до 10.


Завершающим этапом явилось занятие в сенсорной комнате, где ребята поиграли на тактильной дорожке («Большие ноги, маленькие ножки»), поискали заранее спрятанный педагогом сюрприз в многочисленных кармашках (на пуговицах, на молнии, на кнопках, на шнурках) у кита (сенсорная игрушка для развития мелкой моторики), порисовали песком.
Все ребята, в том числе и те, кто пока адаптируется к групповым занятиям, продемонстрировали большую мотивацию к взаимодействию и общению, заинтересованность, желание играть и осваивать разнообразные игры.

Валентина Борисовна Тюлина, игротерапевт.