Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Владимирская областная общественная организация  в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»

09.11.2018 Открытый урок «Использование игр на занятиях по иппотерапии».

9.11.2018 Открытый урок «Использование игр на занятиях по иппотерапии». Занятия проводила тренер - преподаватель Комарова Галина Юльевна. Педагогу помогали: коновод Павел Бычков, страховать детей помогал Павел Гаврилов.

Конспект открытого урока

Комаровой Галины Юльевны.

Тема: «Игры в иппотерапии».

Цель урока: Использование игр на занятиях по иппотерапии для повышения результативности занятий у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Задачи урока: Развитие физической активности детей через игровые занятия на лошади. Показать различные развивающие игры, с помощью которых можно достигать различных целей в обучении детей: развитие сенсорных ощущений, развитие баланса, развитие двигательных навыков, моторики рук, ориентировку в пространстве, в схеме своего тела, освоение пространства за пределами своего тела, развитие осанки, правильной посадки на лошади, навыков управления лошадью, развития мышления, памяти, внимания.

Место проведения: Парк «Дружба», г. Владимир, место занятий «Иппотерапией и лечебно верховой ездой».

Дата проведения: 9 ноября 2018 г.

Оборудование: Монтуар для посадки, снаряжение для лошади, сумка для игровых предметов. Предметы для игр: игрушечная щетка, безопасный дарц с шариками, мешочек, колечки, карта, карточки,  коробка для карточек, коробка с небольшими «призами» .

Вводная часть: Игра – основная деятельность ребенка. Детям нравится играть.

С помощью использования игр можно поддерживать высокую мотивацию к занятиям, можно быстрее добиться от ребенка выполнения поставленной задачи – осуществляется эмоционально-волевое развитие.

Игры создают хороший эмоциональный фон для занятий, помогают тренеру-преподавателю быстрее установить контакт с ребенком.

Через игру ребенок может выразить свою личность, свою любовь к какой-либо деятельности (например, на занятиях по иппотерапии кто-то любит «почистить лошадку», кому-то нравится делать зарядку, кому-то нравится ехать к какой-либо цели, например к коробочке, куда нужно положить определенный предмет, кому-то нравится искать призы).

Во время занятий для достижения поставленных целей обычно используются упражнения. Для выполнения упражнений требуется волевое усилие, ребенок должен понимать, с какой целью он делает упражнения, у него должна быть сформирована потребность в их выполнении. Если этого нет, ребенок часто сопротивляется их выполнению. Поэтому для детей младшего возраста, для детей с недостаточным эмоционально-волевым развитием проще использовать на занятии  игры, а упражнения выполнять в игровой форме. 

Безопасность: На занятиях по иппотерапии у нас есть терапевтическая команда – ребенок-всадник, лошадь, тренер-иппотерапевт, коновод, может быть помощник. Для безопасного проведения занятия тренер должен следить за слаженной работой всей команды.

 Ребенок должен уже быть знаком с процессом занятия, немного привыкнуть к своим ощущениям, когда он находится на лошади и быть готовым к новым впечатлениям. Во время первого занятия, пока ребенок еще не адаптировался, игры не используют. Их вводят осторожно, постепенно, чтобы не перегрузить ребенка впечатлениями.

Лошадь должна быть специально подготовлена для занятий по иппотерапии. Должна быть готова, что ребенок на ее спине – не «правильный» всадник, а занят самой разнообразной деятельностью. Она должна быть здоровой, спокойной. Перед использованием игр с каким-то реквизитом нужно ознакомить с этим реквизитом лошадь, для того, что бы она убедилась в безопасности новых предметов и спокойно к ним относилась. Во время игр использовать новые предметы осторожно, резко перед лошадью ничего не доставать, не кидать в лошадь мячами, предугадывать поведение лошади,  следить за ее реакцией.

Коновод должен быть хорошо подготовлен - уметь хорошо справляться с лошадью и хорошо, спокойно относиться к детям, помогать в проведении игры. При необходимости нужно использовать помощников.

Факторы, влияющие на выбор игр: Можно выделить игры, подходящие для коррекции каких- либо состояний у детей, например игры, которые можно использовать для детей с диагнозом ДЦП, или для детей с аутизмом. Например, для детей с ДЦП подойдут игры на развитие моторики, игры с использованием различных исходных положений. Для детей с аутизмом подойдут игры на взаимодействие. На выбор игр влияет психофизическое развитие ребенка.

На своем уроке за главный критерий я взяла адаптацию ребенка к занятиям на лошади. Развитие навыка сохранять баланс на спине животного.

Чем лучше ребенок сохраняет баланс на лошади, чем выше возможности психоэмоционального контроля ребенка, тем сложнее игры. По этому принципу я бы разделила их на 5 уровней.

  1. Игры, увеличивающие скорость адаптации, к занятиям. Развитие сенсорных ощущений.
  2. Игры, направленные на  развитие возможностей контроля над своим телом, на возможность сохранять баланс своего тела (с помощью инструктора) во время выполнения простых упражнений вначале на стоящей, затем на идущей шагом лошади.
  3. Игры, которые позволяют совершенствовать навык держать равновесие на лошади, использование различных исходных положений.
  4. Игры, включающие в себя элементы управления лошадью.
  5. Игры для детей, которые занимаются лечебной верховой ездой, управляют лошадью.

Это деление условно, для развития детей нужно применять игры «разного уровня» (в зависимости от возможностей конкретного ребенка),  а также выделить больше уровней.

Ход урока:

Я пригласила троих  детей с различными заболеваниями и разными возможностями.

 Первый ребенок –Эмилия. (девочка с ДЦП)

- приветствие

- посадка

- основная часть.

1. Прищепка. Ребенок сидит на лошади, которая идет шагом. Тренер- преподаватель прикрепляет прищепку на одежду ребенка, на амуницию лошади, на гриву. Затем просит ребенка снять прищепку. Можно совершать действия по очереди. Сначала тренер прикрепляет прищепку, а ребенок ее снимает, затем ребенок прикрепляет прищепку, а тренер снимает. Прищепку можно прикреплять и с правой и с левой стороны, также ребенка просить снимать прищепку по очереди и правой и левой рукой. Эмилю нужно просить снимать прищепку больше пораженной, не рабочей рукой.

2.Почисти лошадку.  Можно играть на лошади, которая стоит, но чаще мы играем, когда лошадь идет шагом. Тренер дает ребенку игрушечную щетку и просит ребенка почистить лошадку (шейку слева - справа; холку; правое – левое ухо, грудь и т.д.) Вначале даются задания проще, затем сложнее – почистить задние ножки, почистить хвост, живот. Чтобы почистить лошадке хвост, ребенок должен пересесть лицом к хвосту лошади. Чтобы почистить лошадке живот, ребенок должен лечь поперек лошади. Если ребенок постарше, можем углубиться в анатомию лошади – почистить репицу хвоста, поясницу, коленный сустав, скакательный сустав, правое плечо и т.д.

Задачи: развитие пространственных представлений (право – лево), ориентировка в схеме тела лошади, обучение ребенка держать равновесие на лошади в разных положениях. Это полезно всем детям, также хорошо менять положения на лошади детям с ДЦП,  в том числе Эмилии – «лечение положением».

3. Сортировка карточек (что ест и чего не ест лошадка) Преподаватель с ребенком подъезжает к коробочке, куда нужно положить карточку. У педагога два варианта карточек – что ест лошадка и то, что она не ест. (н – р. яблоко – рыба) Из двух предложенных карточек Эмилия должна выбрать ту картинку, где изображено то, что лошадка ест (яблоко). Во время обычного занятия таким действием мы можем отмечать выполнение какой-то части урока. Например,  ребенок проезжает на лошади 4 круга. После того, как мы проезжаем каждый круг, ребенок кладет карточку. Вместо карточек можно составлять простые большие пазлы или, например, кинуть мячик в цель.

 

- спешивание, поглаживание лошади.

 

Второй ребенок – Надя.

- приветствие

- посадка

- основная часть.

С Надей мы поиграем в игры, которые помогают приобрести  навыки, связанные с управлением лошадью.

  1. Мешочек. Лошадь идет шагом. Ребенку на голову (на шлем) кладется мешочек, наполненный сыпучим материалом. Его нужно удержать на голове как можно дольше, поправлять руками запрещается

Задачи: развитие баланса, хорошей осанки.

  1. Колечки. Лошадь идет шагом. Ребенку на ноги педагог надевает большие пластмассовые колечки. Ребенок должен удерживать их на своих ногах как можно дольше.

Задачи: Формирование правильной посадки на лошади, формирование правильного положения ступней ног – пятка должна быть направлена вниз, носок вперед.

  1. Дарц. С помощью коновода и страховкой тренера ребенок выполняет змейку, после чего останавливает лошадь и играет в дарц с шариками, кидает шарик в цель. Кидает вначале правой, затем левой рукой. Вначале в сторону, затем вперед, затем назад. Используется страховка помощника. Можно кинуть не только шарик для дарца, но и использовать мячики. Мячи можно использовать разные по весу, по фактуре, по величине. Кидать можно одной рукой, двумя руками.

Задачи: выполнение змейки - развитие навыков управления лошадью, развитие пространственных представлений. Дарц -  поощрение выполнения сложного элемента – змейки. Развитие точности движений, меткости, ловкости. Если использовать разные мячи, то развитие сенсорной регуляции.

- спешивание ребенка, поглаживание лошади.

 

Третий ребенок – Карина.

 

Карина, занимается лечебной верховой ездой, обучается навыкам самостоятельного управления лошадью.

- приветствие

- посадка

- основная часть

 

  1. 1.     Пинг – понг. В игре используется помощь коновода. Коновод и инструктор становятся в разных концах площадки для занятий. Ребенок  находится между ними на площадке, он управляет лошадью самостоятельно. Вначале тренер поднимает руку, говорит «пинг» - ребенок должен подъехать к нему. Затем коновод поднимает руку, говорит «понг» - ребенок теперь должен ехать к нему. Далее тренер и коновод переходят на другое место. Они могут усложнять задачу ребенку – встать в траву, за дерево, на площадке можно поставить различные препятствия, которые нужно объехать и так далее.

Задачи: развитие навыка самостоятельного управления лошадью, самостоятельное преодоление преград на пути к цели.

 

2. Поиск сокровища. Для игры нужна карта площадки, где проходит занятие, коробочка с небольшими призами, возможно опознавательные знаки. Тренер показывает ребенку место на карте, где лежит записка, в которой указано место, где находится приз. Ребенок должен соотнести карту с площадкой, где проходит занятие, найти на площадке эту коробочку, тренер помогает ему прочитать, где находится приз. Далее ребенок должен самостоятельно подъехать к коробочке с призом.

Задачи: развитие ориентировки в пространстве. Приобретение навыка ориентироваться по карте. Развитие навыка самостоятельного управления лошадью. Можно усложнить задачу – просить ребенка спешиваться с лошади, чтобы самостоятельно взять записку и приз из коробочек, затем сесть на лошадь с земли (не с монтуара) со страховкой тренера.

 

- спешивание ребенка, угощение и поглаживание лошади.

 

В ходе урока я не использовала игры первого уровня, для детей младшего возраста и для тех, кто занимается недавно. Эти игры направлены на обогащение ребенка сенсорными ощущениями. Также не использовала второго уровня, для детей, которые уже привыкли к своим ощущениям на лошади и только начинают развивать контроль над своим телом, возможность сохранять равновесие на лошади. Некоторые из них я показывала на предыдущем открытом уроке. Это зарядка под стишок, хлопки, «останови лошадку» и другие.

 

Подведение итогов урока.

Использование игр во время занятий делает их более веселыми и интересными, позволяют ребенку выразить во время занятий свою личность. Использование игр позволяет развивать эмоционально-волевую сферу детей, повышать мотивацию к занятиям. Игры позволяют детям легче и быстрее приобретать необходимые навыки, в результате быстрее приобрести навык удерживать равновесие на лошади и управлять животным. Также они позволяют тренеру-преподавателю находить контакт с ребенком, лучше понимать друг друга.

Игра – естественная деятельность ребенка, поэтому хорошо включать игры в программу занятий для достижения большего успеха в обучении детей с ОВЗ.

 

Для составления урока использована методическая литература из библиотеки ВООО АРДИ «Свет».