Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Владимирская областная общественная организация  в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ»
Владимирская областная общественная организация в поддержку детей-инвалидов, инвалидов и их семей «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ» » Новости » Семинар, круглый стол «Инклюзивное образование – право обучаться вместе» провели АРДИ «Свет» и Владимирское отделение ОНФ.

21.03.2017 Семинар, круглый стол «Инклюзивное образование – право обучаться вместе» провели АРДИ «Свет» и Владимирское отделение ОНФ.

21.03.2017 Семинар, круглый стол «Инклюзивное образование – право обучаться вместе» провели АРДИ «Свет» и Владимирское отделение ОНФ.

21 марта 2017г. ВООО АРДИ «Свет» совместно с Владимирским отделением «Общероссийского народного фронта» провели семинар для родителей детей-инвалидов, круглый стол «Инклюзивное образование – право обучаться вместе». В семинаре, круглом столе приняли участие Уполномоченный по правам человека Владимирской области, со-председатель Владимирского регионального отделения «Общероссийского народного фронта» Людмила Валерьевна Романова, представитель Уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области, члены Владимирского отделения «Общероссийского народного фронта», члены Общественной палаты Владимирской области, а так же участвовали руководители образовательных учреждений города и области, реализующие инклюзивное образование, педагоги, логопеды, психологи, работающие с детьми и молодыми людьми с инвалидностью, преподаватели, студенты ВГУ и, конечно же, родители детей-инвалидов.

Все участники семинара, круглого стола были зрителями спектакля «Все дети должны учиться вместе», который представили образцовый театр «Дружбы и Добра особенных детей и молодых людей» ВООО АРДИ «Свет» совместно с учащимися средней общеобразовательной школы № 19 города Владимира. Любовь Ивановна Кац, председатель Совета ВООО АРДИ «Свет», член штаба Владимирского отделения «Общероссийского народного фронта», член Общественной палаты Владимирской области, рассказала о полезности и реализации инклюзии на примере совместной постановки Театр «Дружбы и Добра особенных детей» ВООО АРДИ «Свет» и учеников СОШ № 19 города Владимира. Она рассказала, что родители этих учеников благодарны, что их дети участвуют в совместных спектаклях, они видят положительные изменения в своих детях, и многие родители других учеников так же хотят, чтобы их дети участвовали в этом проекте.

Людмила Валерьевна Романова, Уполномоченный по правам человека Владимирской области, со-председатель Владимирского регионального отделения «Общероссийского народного фронта» поприветствовала участников семинара и круглого стола. Отметила, что право на инклюзивное образование – это совместная комплексная работа. Во Владимирской области проводятся проверки и мониторинг исполнения поручений и Указов Президента РФ, в том числе по внедрению инклюзивного образования. По итогам проверки выявлены случаи не обучения детей-инвалидов в Александровском районе, родители детей не знали о возможности организовать образовательный процесс для детей. Губернатору Владимирской области С.Ю. Орловой направлены предложение о проведении мониторинга соблюдения права на образования детей-инвалидов.

Оксана Георгиевна Сторожук, юрист, член Совета ВООО АРДИ «Свет», член Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам человека во Владимирской области выступила с темой «Инклюзивное образование – право обучаться вместе. Законодательство РФ». Она рассказала, что понятие «Инклюзивное образование» нашло отражение в различных документах. Например, Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; и в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 01 сентября 2013г, а так же о новом Федеральном государственном образовательном стандарте для детей с ограниченными возможностями здоровья.

С презентацией «Инклюзивное образование. Из истории инклюзивного образования во Владимирской области», выступила Любовь Ивановна Кац. Она рассказала, что уже с 1999 года во Владимирской области реализуется инклюзивное образование. Уже 17 лет работают классы для глухих и слабослышащих, с 2005 года во Владимирской области один из первых регионов, где дети и молодые люди с инвалидностью, которые не обучались раннее стали получать профессию. В общеобразовательные массовые детские сады и школы берут на обучение детей с Синдромом Дауна, детей с РАС. И все же, несмотря на такие достижения в деле реализации права на образование, инклюзивное образование, остаются проблемы. Любовь Ивановна отметила следующие проблемы:

- проблемы не информированности родителей о правах детей, о формах получении образования;

- отсутствует мониторинг: сколько детей – инвалидов получают образование;

- в Кольчугинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, все еще остаются дети, которые не зачислены ни в какие образовательные учреждения, а значит, не реализуется их право на образование.

Любовь Ивановна предложила:

•​ Проводить общероссийский мониторинг обеспечения детей-инвалидов образовательными услугами, а также зачисления детей-инвалидов в образовательные учреждения.

•​ Обеспечить обучение всех детей – инвалидов, в том числе проживающих в учреждениях социальной защиты, в домах - интернатах для умственно отсталых детей.

•​ Принять программу постоянного повышения квалификации и проведения регулярных курсов переподготовки работников образовательных учреждений по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья различной потребности.

•​ Во всех педагогических Вузах предусмотреть курс обучения студентов «инклюзивному образованию». Для уже работающих специалистов проводить их повышение квалификации «инклюзивному образованию» в институтах повышения квалификации работников образования.

•​ Ввести «Уроки доброты» в общеобразовательных организациях как обязательные уроки в предмете Естествознания.

«Об опыте работы инклюзивного образования в начальной школе Гимназии № 73 рассказала Новикова Раиса Алексеевна – зам директора гимназии № 73.

В гимназии № 73 инклюзивного образования реализуется с 2012г. Руководство школы и педагоги начали работу по созданию условий для реализации инклюзивного образования. И в первую очередь позаботились в повышении квалификации педагогов, создания методической поддержки учителей. В 2012 году на базе гимназии прошла летняя школа когнитивной подготовки. В 2015 году создан центр развития инклюзивного образования. Было отмечено, что для реализации инклюзивного образования необходимы финансовые вливания, подготовка специалистов: учителей, психологов, логопедов, социальных педагогов, дефектологов, тьютеров. Так же необходимо сопровождать родителей детей с особыми образовательными потребностями, чтобы вместе с ними подобрать такую образовательную программу, которая была бы во благо ребенку и не нанесла вред его здоровью. Школа принимает детей с легкими умственными ограничениями и с легким аутизмом, обучение по программе начальной школы проходит за 4-6 лет, за это время проходит выравнивание детей, адаптация и подготовка к обучению в обычных классах средней школы.

Внесено предложение развивать сети взаимодействия специалистов образования, медицины, соц.защиты, психологов в целях сопровождения родителей детей-инвалидов и детей-инвалидов, подготовки образовательного маршрута.

Директор МБОУ «СОШ № 34» Семёнова Елена Борисовна, рассказала о работе с детьми с ВОЗ в своей уникальной школе. В школе уже давно существуют классы выравнивания, которые стали основой для реализации инклюзивного образования в школе. В обычной образовательной среде возможно организовать обучение детей с умственными отклонениями благодаря квалифицированным специалистам: учителям, логопедам, педагогам-психологом, дефектологам, а так же тьютерам. Благодаря сохранению в школе классов выравнивания. В школе имеются ставки логопеда, педагога-психолога, дефектолога, а так же тьютера.

Елена Борисовна, предложила в целях реализации инклюзивного образования сохранять классы выравнивания, предусмотреть возможность создания разновозрастных классов с возможностью обучения детей по адаптированным образовательным программам.

Лицей №14 г. Владимира уже 17 лет обучает детей неслышащих и слабослышащих. Об интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательное пространство в условиях ФГОС для детей с ОВЗ рассказала Москвина Елена Валентиновна. Елена Валентиновна отметила, две проблемы, с которыми сталкивается школа:

1) недостаточное финансирование и слишком дорогие учебные комплекты для детей неслышащих и слабослышащих;

2) в настоящее время недостаточно проводится курсов для повышения квалификации учителей по инклюзивному образованию, необходимо усиление навыков профессиональных.

3) включать детей во внеурочную деятельность, разработанную на основе ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мария Сергеевна Беспалова, учитель –логопед ДОУ № 71, отметила что родители детей-инвалидов сталкиваются с преодолением следующих проблем:

1) социальные проблемы: отношение родителей других детей, отношение самих одноклассников к детям с ОВЗ;

2) проблемы в организации образовательного процесса:

- подготовка кадров;

- не всегда школа соглашается составлять индивидуальные программы обучения;

- итоговая аттестация обучающихся, раньше были особые условия для детей с ОВЗ, они могли сдавать экзамены в стенах школы, сейчас такой возможности нет;

3) отсутствие безбарьерной среды – не все школы приспособлены для обучения детей с ОВЗ.

Мария Сергеевна предложила:

1)​ предусматривать индивидуальное обучение детей с ОВЗ;

2)​ образовательным организациям дать возможность приглашать специалистов на время обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, без ввода постоянной дополнительной ставки (приглашенные специалисты);

3)​ предусмотреть особые условия аттестации для детей с ОВЗ.

Перед участниками семинара, круглого стола выступила Светлана Викторовна Серегина, член штаба Владимирского регионального отделения «ОНФ». Она рассказала, что региональным отделением проводиться большая работа по мониторингу доступности образования, инклюзивного образования, а так же мониторинг по безбарьерной среде. В 2017 году будет проведен мониторинг индивидуальной доступности. Она призвала родителей активно участвовать в мониторингах.

Елена Святославна Брайловская, мама ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассказала на своем примере, как важно создавать безбарьерный доступ, и кажется небольшая лужа на тротуаре, становиться большим барьером на пути слабовидящего плохо передвигающего человека.

Серова Вера Николаевна, педагог Владимирского экономико-технологического колледжа.   Владимирский экономико-технологический колледж с 2005 года принимает на обучение профессиям швея, повар молодых людей со сложной структурой дефекта, проживающих с родителями и в психо-неврологических интернатах, а также выпускников коррекционных школ 8 вида. Профессии продавец обучаются слабослышащие ребята. Вера Николаевна так же внесла свои предложения:

1) разработать программу обучения профессии для молодых людей с инвалидностью на 2 года, а не на 1- месяцев;

2) предусмотреть выплаты стипендий обучающимся по программам профессиональной подготовки;

3) создать программу трудоустройства выпускников.

Свои предложения внес Юрий Михайлович Кац, зам.председателя Совета ВООО АРДИ «Свет». Он предложил направить Департаменту образования администрации Владимирской области предложения по организации обучения по программам профессиональной подготовки не 10 месяцев, а 3 года, так как это организовано в Москве. По вопросу недостаточности финансирования, провести анализ подушевого финансирования обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ в обычных школах и в специальных коррекционных школах, и в случае, если финансирование разное, внести соответствующие предложения по выравниванию финансирования.

Перед участниками семинара и круглого стола выступил член Общественной палаты Владимирской области Осипов Иван Дмитриевич, который отметил важность проведения мониторинга и совместных действий всех органов исполнительной власти и родителей в целях внедрения и реализации инклюзивного образования.

Любовь Ивановна Кац, рассказала об опыте реализации инклюзивного образования в Германии, каким образом проходит образовательный процесс, в Германии учителя инклюзивных классов проводят урок по нескольким программам в зависимости от образовательных потребностей детей класса.

Следует отметить, что ФЗ «Об образовании в РФ», так же предусмотривает обучение по адаптивным образовательным программам, разработанный ФГОС для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями так же предусматривает разные программы обучения в зависимости от образовательных потребностей ребенка.

Заместитель начальника управления образования Ирина Ивановна Пенькова выступила на семинаре и рассказала о формах обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В массовых школах обучается 301 ребенок, 9 детей обучается в специальных классах по адаптированным образовательным программа. Во Владимире реализуется программы надомного обучения, дистанционного обучения, ДОУ № 52 г.Владимира предоставляет образовательные услуги детям-инвалидам до 18 лет, это помощь логопеда-дефектолога, олигофрено-педагога.

        Всем участникам круглого стола - семинара были бесплатно розданы буклеты ВООО АРДИ «Свет» и материалы по инклюзивному образованию.

По окончанию семинара были проведены бесплатные индивидуальные юридические консультации для родителей детей-инвалидов.

По результатам работы круглого стола и семинара были выработаны Предложения по реализации права детей-инвалидов на образование, в том числе инклюзивное. Предложения прилагаются.

Репортаж о мероприятии можно посмотреть на ВГТРК: http://vladtv.ru/society/84506/

Оксана Георгиевна Сторожук,

юрист, член Совета ВООО АРДИ «Свет»,

член Общественного экспертного совета

при Уполномоченном по правам человека

во Владимирской области.