Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»

<Праздник у ГДК - нам 21 год!

В 1995 году родители детей с особыми образовательными потребностями отказались принять понятие «необучаемый ребенок» и...

01.09.2016 16:00
    Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» » Правовой навигатор » Вопросы и ответы. Юридические консультации ВООО АРДИ "Свет" » Как организовать в коррекционной школе 8 вида и в психоневрологическом интернате "учебную квартиру" для обучения детей и молодых людей навыкам самообслуживания, самостоятельности?

    Как организовать в коррекционной школе 8 вида и в психоневрологическом интернате "учебную квартиру" для обучения детей и молодых людей навыкам самообслуживания, самостоятельности?

    Обучение детей навыкам самообслуживания, самостоятельной жизни в  «учебных квартирах» в коррекционных школах VIII вида  и  в психоневрологических интернатах (ПНИ), детских домах для умственно отсталых детей (ДДИ).

     

             В коррекционных школах 8 вида возможно организовать обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, самостоятельной жизни по типу  «учебной квартиры».

     

    Правовая база для организации обучения:

     - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";

    - Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

    - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

    В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. И в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны  создаватся необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями регламентировано ст. 79 Федерального закона  «Об образовании в РФ».

    Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данный стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в соответствии с ФГОС обеспечивается:

    - существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;

    - созданием оптимальных путей развития;

    - использованием специфических методов и средств обучения;

    - дифференцированным, "пошаговым" обучением;

    - обязательной индивидуализацией обучения;

    - формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

    - обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

    - дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

    - организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

    - организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и - воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

    Стандарт является основой для разработки и реализации образовательной организацией адаптированных основных общеобразовательных программ.

    Стандарт устанавливает сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

    Приказ об утверждении ФГОС вступил в силу с 01 сентября  2016 года.

          

             Обучение самостоятельному проживанию может быть организовано и в психоневрологических интернатах (ПНИ) и детских домах для детей-инвалидов (ДДИ).

     

    Нормативная база для организации обучения:

    1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
    2. Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
    3. Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    4. Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
    5.   Приказ Минтруда России от 24.11.2014 №939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому»;
    6.  Приказ Минтруда России от 24.11.2014 №938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания»;
    7.  Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»;
    8. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 327-ст;
    9. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям. ГОСТ Р 52888-2007", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 566-ст.

     

    Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей должны предоставлятся следующие виды социальных услуг:

    1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

    2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

    3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

    4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

    5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

    6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

    7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

    Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь.

    Согласно национальным стандартам оказания социальных услуг, организации социального обслуживания предоставляют соц. услуги в различных формах, в частности социально-бытовые, медицинские, психологические, экономические, педагогические, правовые. Среди социально педагогических услуг есть и такие как: обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.); социально-педагогический патронаж, обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.


    Февраль 2017 г.