Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»

<Праздник у ГДК - нам 21 год!

В 1995 году родители детей с особыми образовательными потребностями отказались принять понятие «необучаемый ребенок» и...

01.09.2016 16:00

    РАЗДЕЛ 1 «Инвалидность»

    1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ:

    1)  Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

    2) Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом";

    3) Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

    4) Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;

    5) Приказ Минтруда России от 29.01.2014 N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»;

    6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»;

    7) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2006 N 874 «Об утверждении формы Направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения».

    2. ПОНЯТИЕ ИНВАЛИД. КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДНОСТИ.

    Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", далее - Закон N 181-ФЗ).

    Признание гражданина инвалидом осуществляет бюро медико-социальной экспертизы на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила N 95).

    Бюро медико-социальной экспертизы проводит экспертизу, при которой комплексно оценивается состояние организма гражданина с использованием Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н.

    В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, которые возникли в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п. 7 Правил N 95).

    Инвалидность устанавливается на определенный промежуток времени (п. 9 Правил N 95):

    - I группы - на 2 года,

    - II и III групп - на 1 год.

    Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

    Категория "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.

    При признании гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы (п. 11 Правил N 95).

    Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено переосвидетельствование - проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (п. 12 Правил N 95).

    В п. 13 Правил N 95 указан перечень условий, при которых группа инвалидности устанавливается на неопределенный срок.

    3. КУДА ОБРАТИТЬСЯ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ.

    Для установления инвалидности необходимо обратиться в бюро медико-социально экспертизы.

    ФКУ «Главное Бюро Медико-Социальной Экспертизы  по Владимирской области» Минтруда России 600022, г. Владимир, проспект Ленина, 59 Телефон/факс: (4922) 54-26-92 e-mail: gbmse33@mse33.ru,  gbmse33@mail.ru
    Сайт: http://mse33.ru

     ФГБУ «Федеральное Бюро Медико-Социальной Экспертизы  Минтруда России

    Адрес: 127486, г.Москва, ул.Ивана Сусанина, 3

    E-mail: fbmse@fbmse.ru

    Телефон: 8(499)487-57-11; Факс: 8(499)487-81-81

    Сайт: http://fbmse.ru

    4. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

    Для определения группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»):
    1. Заявление гражданина (или его законного представителя). Скачать образец заявления на МСЭ
    2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; гражданам с 14 лет паспорт ( для лиц до 14 лет: свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекуна).
    3. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088\у-06); или Справка врачебной комиссии в случаях отказа в направлении гражданина на МСЭ; или Определение суда.
    4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т.д.).
    5. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих) граждан.
    6. Документы об образовании.
    7. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) – производственная характеристика.
    8. Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.
    9. Педагогическая характеристика на учащегося.
    10. Справка об инвалидности при повторном освидетельствовании.
    11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.

    Для определения степени утраты профессиональной трудоспособности:
    1. Заявление гражданина (или его законного представителя), работодателя (страхователя), страховщика (ФСС), определение суда.
    2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
    3. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088\у-06); или Определение суда.
    4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
    5. Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, или Акт о профессиональном заболевании при первичном обращении на МСЭ.
    6. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих) граждан.
    7. Заключение Органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего при первичном обращении на МСЭ.
     8. Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации.
    9. Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.
    10. Справка о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах при повторном освидетельствовании.

    Для разработки (коррекции) Индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР):
    1. Заявление гражданина (или его законного представителя).
    2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; гражданам с 14 лет паспорт ( для лиц до 14 лет: свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекуна).
    3. Справка об инвалидности.
    4. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088\у-06);или Направление гражданина на МСЭ, выдаваемое органом социальной защиты.
    5. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
    6. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) –производственная характеристика.
    7. Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.
    8. Педагогическая характеристика на учащегося.
    9. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.

    Для разработки (коррекции) Программы реабилитации пострадавшего (ПРП):
    1. Заявление гражданина (или его законного представителя).
    2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
    3. Направление лечебного учреждения (Форма 088\у-06);
    4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
    5. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) –производственная характеристика.
    6. Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации.
    7. Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.

    5. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ИНВАЛИДНОСТЬ

     К таким документам относятся:

    - справка, подтверждающая факт установления инвалидности, либо в случае утраты или порчи справки ее дубликат, выдаваемые по установленной форме (для дубликата - с учетом дополнительных требований, указанных в абз.7-9 п.9 Порядка составления формы справки). Это следует из абз. 1,2 п. 36 Правил N 95, абз. 2 п.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н, абз.1,6 п.9 Порядка составления формы справки;

    - индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее именуемые ИПРА), выдаваемые по формам, приведенным соответственно в Приложениях № 1 и 2 к Приказу Минтруда России от 31.07.2015 N 528н. Это следует из ч.1 ст.11 Закона N 181-ФЗ, абз.1,2 п.36 Правил N 95, абз.3,4 п.1названного Приказа.

    6. КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ БЮРО МСЭ?

    В соответствии с п. 42-45 Правил признания лица инвалидом, решение бюро можно обжаловать в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо непосредственно в главное бюро.

    Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления должно провести  медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов вынести соответствующее решение.

    В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

    Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

    Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро так же можно обжаловать в суде, в порядке искового производства.  

    7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ. КАК ОНА СОСТАВЛЯЕТСЯ, КАКИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ МОГУТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ

    Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее ИПРА).

    При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).

    ИПРА

    ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453; 2010, N 47, ст. 6186; 2013, N 12, ст. 1319; N 38, ст. 5096), так и реабилитационные или абилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).

    Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) информируют инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) о целях, задачах и социально-правовых последствиях реабилитационных мероприятий.

    Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:

    а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;

    б) оценка реабилитационного потенциала;

    в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

    Разработка ИПРА осуществляется специалистами бюро (с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.

    По приглашению руководителя бюро или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро в формировании ИПРА могут принимать участие с правом совещательного голоса специалисты медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты.

    В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики, гражданин может быть направлен для разработки или коррекции ИПРА в главное бюро, Федеральное бюро.

    ИПРА инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно, ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет.

    При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРА инвалида  оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

    В новую ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид). Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) после оформления заключения о ее выполнении погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в правом верхнем углу надписи "погашена", приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

    ВАЖНО! При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).

    В случае несогласия с решением бюро (главного бюро, Федерального бюро) о рекомендуемых реабилитационных и (или) абилитационных мероприятиях инвалид (ребенок-инвалид) (его законный или уполномоченный представитель) вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом". См. пункт 6 настоящего раздела.

    Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее - Выписка) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение Фонда), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - территориальный орган ПФР) по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида), определенные в соответствии с его ИПРА исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.

    Выписка направляется для выполнения следующих мероприятий:

    а) по медицинской реабилитации или абилитации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

    б) по профессиональной реабилитации или абилитации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;

    в) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;

    г) по социальной реабилитации или абилитации, по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению ТСР инвалидам субъектам Российской Федерации, а также по обеспечению ТСР за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;

    д) физкультурно-оздоровительных, занятий спортом - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

    е) по обеспечению ТСР, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, - в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;

    ж) по направлению средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг - в территориальный орган ПФР по месту жительства ребенка-инвалида;

    з) по оказанию видов помощи, оказываемых инвалиду (ребенку-инвалиду) в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению, - в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, региональное отделение Фонда, территориальный орган ПФР, определенные в соответствии с ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.

    Органы исполнительной власти, региональные отделения Фонда и территориальные органы ПФР в 3-дневный срок с даты поступления Выписки в целях реализации предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) реабилитационных или абилитационных мероприятий организуют работу по разработке перечня мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий.

     ИПРА инвалида входят следующие мероприятия:

    1)Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации, в том числе:

    - медицинская реабилитация;

    -  Реконструктивная хирургия;

    -  Протезирование и ортезирование;

    - Санаторно-курортное лечение, которое предоставляется в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

    2) Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации, в том числе:

     - Профессиональная ориентация;

    -  Рекомендации по условиям организации обучения;

    -  Содействие в трудоустройстве;

    -  Заключение об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования;

    - Рекомендации по трудоустройству, где указываются доступные виды труда, трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено;

    - рекомендуемые условия труда, где вносится запись о сокращенной продолжительности рабочего  времени, индивидуальной   норме   выработки,   дополнительных  перерывах  в  работе, противопоказанных  производственных  факторах  и  условиях труда, а также о примерных  условиях,  в  которых  возможно осуществление инвалидом трудовой деятельности, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

    - рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации.

    3) Мероприятия социальной реабилитации или абилитации, в том числе:

    - Социально-средовая реабилитация или абилитация;

    - Социально-психологическая реабилитация или абилитация;

    - Социокультурная реабилитация или абилитация;

    - Социально-бытовая адаптация Рекомендации по оборудованию специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого инвалидом;

    4)Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом;

    5)Рекомендуемые инвалиду технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета       ТСР, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта       Российской Федерации, за счет средств инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности

    6) В ИПРА указываются виды помощи, оказываемые инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению:

     - Помощь   инвалиду,  передвигающемуся  в  кресле-коляске,  на  объектах социальной,  инженерной  и  транспортной  инфраструктур,  при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

     - Сопровождение  инвалида, имеющего стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного   передвижения,   и   оказание   ему  помощи  на  объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

     - Обеспечение  допуска  на  объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур,  в  которых  предоставляются  услуги,  собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     - Предоставление   инвалидам   по   слуху  при  необходимости  услуги  с использованием   русского  жестового  языка,  включая  обеспечение  допуска сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

     - Оказание  необходимой  помощи  инвалиду  в  доступной  для него форме в уяснении   порядка   предоставления   и   получения  услуги,  в  оформлении документов,  в  совершении  им  других  необходимых  для  получения  услуги действий;

     - Иная  необходимая  инвалиду  помощь  в  преодолении  барьеров, мешающих

    получению им услуг наравне с другими лицами.

    В ИПРА ребенка-инвалида, помимо вышеуказанных мероприятий входят:

    1) Мероприятия психолого- педагогической реабилитации или абилитации

    Рекомендации по условиям организации обучения, в том числе:

    - Психологическая помощь, оказываемая в образовательной организации;

    - Профессиональная ориентация, оказываемая в образовательной организации;

    - Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации;

    - Профессиональная ориентация, осуществляемая в органе службы занятости;

    - Рекомендации по условиям организации обучения Содействие в трудоустройстве - Заключение об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования.

    2) Мероприятия социальной реабилитации или абилитации, в том числе:

    - Социально-средовая реабилитация или абилитация;

    - Социально-психологическая реабилитация или абилитация;

    - Социокультурная реабилитация или абилитация;

    - Социально-бытовая адаптация.

    3) Рекомендации по оборудованию специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого ребенком-инвалидом.

    4) Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала. 

    Дополнительно вопросы-ответы читайте на нашем сайте в разделе «Вопросы-Ответы»:

    7. Что делать, если Вас не устраивает решение медико-социальной экспертизы (МСЭ)? Например, когда речь идет о степени ограничения способности к трудовой деятельности - о группе инвалидности. Смотреть подробнее...

    28. Ребенку установлена инвалидность до 18 лет. Но индивидуальную программу реабилитации нам составили на 2 года. Сейчас срок действия программы заканчивается и мне сказали что, реабилитационные средства нам выдавать не будут. Дочка нуждается в памперсах. Кроме этого в этом году ей исполняется восемь лет, и я хотела бы, чтобы ее зачислили в коррекционную школу. Можно ли продлить действие индивидуальной программы реабилитации по предоставлению технических средств реабилитации и дополнительно вписать про обучение в коррекционной школе? Смотреть подробнее...

     100. В индивидуальной программе реабилитации инвалида не указано конкретное образовательное учреждение, где он может получить профессию. Правомерны ли действия приемной комиссии, отказывающей в приеме на обучение. Подробнее



    ВЕРНУТЬСЯ В ВЫБОР РАЗДЕЛА