Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»

<Праздник у ГДК - нам 21 год!

В 1995 году родители детей с особыми образовательными потребностями отказались принять понятие «необучаемый ребенок» и...

01.09.2016 16:00
    Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» » Правовой навигатор » Вопросы и ответы. Юридические консультации ВООО АРДИ "Свет" » Добрый день, если у Вас есть возможность, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: моя дочь-инвалид детства, 27 июля 2010 года ей исполняется 18 лет. Сейчас она учится в 11 классе, а летом 2010 года будет поступать в ВУЗ. В справке врачебной комиссии стоит да

    Добрый день, если у Вас есть возможность, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: моя дочь-инвалид детства, 27 июля 2010 года ей исполняется 18 лет. Сейчас она учится в 11 классе, а летом 2010 года будет поступать в ВУЗ. В справке врачебной комиссии стоит да

    Вопрос: Добрый день, если у Вас есть возможность, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: моя дочь-инвалид детства, 27 июля 2010 года ей исполняется 18 лет. Сейчас она учится в 11 классе, а летом 2010 года будет поступать в ВУЗ. В справке врачебной комиссии стоит дата установки инвалидности до 27.07.2010г. Может ли она поступать в Вуз вне конкурса как ребенок-инвалид? 

    Ответ. Для того, что бы ответить на вопрос, необходимо подробнее рассмотреть те правоотношения, которые возникают у абитуриента при приеме в Вуз. 

    Прием граждан в высшее профессиональное образовательное учреждение состоит из нескольких этапов. Начинается он с того, что Высшее учебное заведение объявляет о приеме граждан для обучения по основным образовательным программам, по которым у Вуза имеются лицензии на право ведения образовательной деятельности. 

    После объявления приема, Вуз начинает прием документов от абитуриентов. Прием в высшие учебные заведения для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования проводится по личному заявлению граждан.
    В период приема документов приемная комиссия Вуза ежедневно информирует о количестве поданных заявлений и конкурсе, организует функционирование специальных телефонных линий для ответов на все вопросы поступающих. Лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие особые права при поступлении дополнительно при подаче заявления представляют справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации, где имеется заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что поступающему не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. 
    Затем проводятся вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания, проводимые Вузом самостоятельно. Прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ). 
    И уже после вступительных испытаний осуществляется зачисление абитуриентов в Вуз. Зачисление осуществляется изданием приказа ректора соответствующего высшего учебного заведения.

    У каждого этапа есть свои сроки, которые определенны законом от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Большинство сроков определены в порядке приема в высшие учебные заведения, которое утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. Кроме этого Вуз самостоятельно может определить некоторые сроки, например, сроки сдачи вступительных экзаменов, и закрепить их в ежегодных правилах приема. Данные правила не должны противоречить законодательству Российской Федерации, порядку приема, устанавливаемому Министерством образования и науки Российской Федерации, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе высшего учебного заведения.

    Теперь рассмотрим, какие сроки установлены при приеме в образовательное учреждение согласно порядку приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2008г. № 396 (далее Порядок приема граждан в образовательное учреждение). 
    Срок приема документов регламентируется п. 24 Порядка приема граждан в образовательное учреждение, и начинается он не позднее 20 июня.
    Поступающие, не имеющие результатов ЕГЭ, должны до 5 июля зарегистрироваться на сдачу ЕГЭ.

    Завершается прием документов на первый курс для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста очной формы в следующие сроки:

    5 июля - для лиц, поступающих для обучения по направлениям (специальностям), при приеме на которые проводятся дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;
    15 июля - для лиц, поступающих для обучения по направлениям (специальностям), при приеме на которые проводятся дополнительные вступительные испытания профильной направленности, а также у лиц, поступающих в вузы по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно;

    25 июля - для лиц, поступающих в вузы только по результатам ЕГЭ. 
    Срок проведения вступительных экзаменов, в том числе дополнительных вступительных испытаний, завершается не позднее 25 июля. 
    Что касается зачисления, то эта процедура осуществляется поэтапно, и согласно п. 71 Порядка приема граждан в образовательное учреждение, должна закончится не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий. 
    При поступлении в 2009/2010 учебном году, процедура зачисления, включающая в себя три этапа, осуществлялась в следующие сроки: 
    1) 27 июля - подведение итогов вступительных испытаний и объявление на официальном сайте вуза и на информационном стенде приемной комиссии полных пофамильных ранжированных по мере убывания количества набранных баллов перечней лиц, успешно прошедших вступительные испытания, зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией по соответствующим специальностям на бюджетные места, на места с оплатой стоимости обучения, места, выделенные для целевого приема;
    2) до 3 августа - прием у поступающих, рекомендованных к зачислению, оригиналов документов;
    3) 4 августа - издание приказа о зачислении лиц, рекомендованных к зачислению и представивших оригиналы документов.
    Что касается поступления детей-инвалидов, то согласно п. 3 ст. 16 Закона «Об образовании», они имеют особые права при поступлении и принимаются в Вуз вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний. 
    При этом статья 16 Закона «Об образовании» предоставляет особые права при поступлении и другим категориям граждан: лица, имеющие право на поступление без вступительных испытаний; лица, имеющие право на внеконкурсное зачисление; лица, имеющие преимущественное право на зачисление. 
    В соответствии с п. 79 Порядка приема граждан в образовательное учреждение, зачисление на бюджетные места производится вузом в следующей последовательности:

    1) зачисления лиц, имеющих право на поступление без вступительных испытаний (победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам); 
    2) зачисление лиц, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания, и имеющие право на внеконкурсное зачисление (детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; граждан в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации).
    3) зачисление лиц, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания с учетом преимущественного права на зачисление (граждан, уволенных с военной службы, детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, детей лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом).
    Как видно, дети-инвалиды, имеют преимущество при поступлении, наряду с другими категориями лиц, имеющих право на внеконкурсное зачисление. Таким образом, внеконкурсный прием в Вуз действует именно на этапе формирования списков абитуриентов рекомендуемых к зачислению. 
    Кроме этого необходимо помнить, что лица, включенные в список рекомендованных к зачислению и не представившие оригиналы документов в установленные Порядком сроки, рассматриваются как отказавшиеся от зачисления. Следовательно, документы дающие право на особые права при поступлении должны быть действительны на момент зачисления. 
    При поступлении в Вуз в 2009/2010 учебном году, таким сроком было 3 августа. Какие сроки будут в 2010/2011 учебном году пока не известно. В любом случае, Вуз должен объявить свои ежегодные правила приема не позднее 1 февраля 2010 года. 

    Напоминаем Вам, что у Вашей дочери есть право пройти переосвидетельствование за 2 месяца (но не более) до истечения установленного срока инвалидности.

    В настоящее время, в соответствии с п. 5-7 ст. 71 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об образовании в Российской Федерации" «право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

    Квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.

    Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют: дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях». Им предоставлется преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

    Обращаем, Ваше внимание, что Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержден Приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 N 839 (ред. от 02.03.2015). В соответствии с п. 5 Порядка «прием на обучение осуществляется на места в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее соответственно - контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и на места по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее - договоры об оказании платных образовательных услуг).

    В рамках контрольных цифр выделяются: квота приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - квота приема лиц, имеющих особое право)».

    П.21 устанавливает для отдельных категорий поступающих на базе среднего общего образования право поступления на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов.

    Право на прием на обучение за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 34 Порядка).

    35. Преимущественное право зачисления предоставляется лицам

    а) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    б) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях;

    в) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан;

    г) граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другие.

    Организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе - поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

    В организации должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

    Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

    Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

    при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.

    Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

    Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

    Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.

    Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

    Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

    При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

    а) для слепых:

    задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

    письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;

    поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

    б) для слабовидящих:

    обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

    поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

    задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

    в) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

    г) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

    д) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации);

    е) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

    письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

    вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации).

    Условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

    Организация может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.

    Ответ подготовлен ВООО АРДИ «СВЕТ» с учетом законодательства на 15.07.2015 г.